Поделиться "Газотурбинная установка ГТЭ-110 на базе двигаетеля ГТД-110"
В статье рассказывается о ГТУ ГТЭ-110 и ее технических характеристиках, а также подпробно описан двигатель ГТД-110 и генератор ТФГ‑110‑2УЗ.
Краткое описание газотурбинной установки ГТЭ-110
Газотурбинная установка ГТЭ-110 создана на основе газотурбинного двигателя ГТД‑110 и предназначена для использования на электростанциях. Она может работать как пиковая или базовая установка, а также в составе комбинированных установок.
Установка представляет собой технологический комплекс оборудования в блочно-комплектном исполнении, что обеспечивает удобство монтажа и обслуживания. В состав ГТЭ-110 входят следующие основные узлы:
- газотурбинный двигатель ГТД‑110 на раме;
- укрытие (контейнер);
- турбогенератор ТФГ‑110‑2УЗ мощностью 110 МВт на раме с системой возбуждения и тиристорным пусковым устройством;
- блоки маслоагрегатов и топливной автоматики;
- входное и выходное устройство ГТД;
- блок электротехнического оборудования с системой автоматического регулирования, управления, защиты и контроля.
История испытаний
Газотурбинный двигатель ГТД‑110 разработан НПП «Машпроект» (г. Николаев, Украина) и предназначен для работы в составе комбинированных установок различной мощности с коэффициентом полезного действия 52‑55 % и более. Он также может использоваться на электростанциях для покрытия пиковых электрических нагрузок.
Первый опытный двигатель ГТД‑110 был изготовлен в 1998 году в производственной кооперации НПП «Машпроект» и ОАО «Рыбинские моторы». В настоящее время производство установки ГТЭ‑110 в полном объеме организовано на НПО «Сатурн» (г. Рыбинск).
В период с 1998 по 2000 годы на испытательном стенде НПП «Машпроект» проведен большой объем испытаний двигателя ГТЭ‑110 № 1. Первый этап испытаний осуществлялся на дизельном топливе, второй — на природном газе.
Испытательный стенд НПП «Машпроект» состоит из испытуемого газотурбинного двигателя, гидротормоза «Бизон», специально разработанного в объединении «Машпроект» для испытаний ГТД‑110, пускового газотурбинного двигателя мощностью 4 МВт и систем обеспечения работы стенда. При испытаниях нагружение двигателя вплоть до номинальной мощности осуществлялось с помощью гидротормоза, имитировавшего нагрузку электрического генератора. На стенде установлены штатные блоки топливных агрегатов жидкого и газообразного топлива. Стенд оборудован системами смазки, пневматического управления, охлаждения и др. Подвод воздуха к ГТД осуществлялся во входную улитку через мерные цилиндры, позволяющие производить замер параметров на входе в двигатель. Уходящие газы отводятся в стендовый газоотвод. Управление стенда осуществляется микропроцессорной системой управления, регулирования, контроля и защиты.
В результате испытаний выполнено около 60 пусков. Общее время запуска от момента подачи топлива до выхода на холостой ход генератора с частотой вращения 3000 об/мин составляет 7,5—8,3 минуты (450—500 сек.)
Испытания и опытно‑промышленная эксплуатация второй установки ГТЭ‑110 № 2 осуществляются на Ивановской ГРЭС, где для этого создан специальный стенд.
Регулирование ГТУ
Регулирование режимов работы установки ГТЭ‑110 возможно с помощью входного поворотного направляющего аппарата компрессора. Входной направляющий аппарат (ВНА) может принимать два крайних положения: полностью открытое (–6о), обеспечивающее максимальный расход воздуха через компрессор и полностью закрытое (–35о), при котором расход воздуха снижается до некоторого предельного значения.
Регулирование установки с помощью ВНА используется на пусковых режимах, а также на тех режимах, где требуется поддержание температуры газа за газовой турбиной на заданном уровне. Обычно это режимы работы по комбинированному циклу в составе парогазовой установки. При работе ГТЭ с заданной электрической мощностью положение ВНА может быть установлено произвольно в допустимом интервале его изменения, при этом оно именуется как промежуточное.
ТТХ ГТУ на разных режимах
В опытах температура газа перед турбиной, при которой достигается номинальная мощность ГТЭ, равная 110 МВт, составляла 1161оС, температура газа за турбиной была равна 502оС, расход воздуха —358 кг/с, степень повышения давления в компрессоре — 15,7. Мощность газовой турбины составляла 250 — 255 МВт, компрессора — около 140 МВт. Суммарные потери давления в трактах ГТУ при работе на этих режимах составили (1-Пт/Пк)=0,071-0,074.
В результате экстраполяции результатов испытаний установки с открытым положением ВНА на расчетную температуру газа перед турбиной 1210оС электрическая мощность составила 118,7 МВт, температура газа за турбиной — 526оС, а КПД — 36,2 %. При расчетной температуре газов за турбиной 517оС мощность установки равна 116,4 МВт, температура газа перед турбиной — 1197оС, а КПД — 35,9 %. Эти цифры, полученные при тепловых испытаниях, говорят о наличии резерва для повышения мощности, что является результатом увеличения расхода воздуха и КПД компрессора по сравнению с расчетными значениями.
Газотурбинный двигатель ГТД-110
Конструктивно двигатель выполнен одновальным по традиционной для подобных энергетических установок схеме. Основные особенности двигателя перечислены ниже:
- двухопорный ротор турбокомпрессора (15‑ступенчатый компрессор и 4‑ступенчатая турбина);
- привод электрогенератора со стороны компрессора;
- упорный подшипник со стороны компрессора;
- регулируемый входной направляющий аппарат в компрессоре;
- осевой выходной газоход для снижения скорости потока с минимальными потерями давления.
Температура газа перед турбиной (сопловым аппаратом первой ступени) принята равной 1210оС при работе в базовом режиме. Расчетный ресурс двигателя при этой температуре —100 тыс. часов, ресурс охлаждаемых лопаток — 25 тыс. часов.
Система охлаждения двигателя
Турбина имеет конвективную систему охлаждения за исключением соплового аппарата первой ступени, который выполнен с конвективно‑пленочным охлаждением. Охлаждаются сопловые решетки первых трех ступеней и рабочие лопатки первых двух ступеней. Все рабочие и сопловые лопатки изготавливаются методом точного литья по выплавляемым моделям. Для рационального использования воздуха охлаждение лопаточных венцов, дисков и корпусов турбины осуществляется воздухом, отбираемым за 7, 10 и 15-й ступенями компрессора. Часть воздуха, отбираемого за 15‑й ступенью компрессора, охлаждается в водо-воздушном теплообменнике до температуры 150‑180оС и поступает на охлаждение рабочей лопатки первой ступени и соплового аппарата второй ступени. Суммарный отбор воздуха на охлаждение турбины составляет около 13 % от расхода воздуха через компрессор.
Топливо
Камера сгорания — трубчато-кольцевая. В кольцевом пространстве, образованном кожухом камеры сгорания и корпусом компрессора расположены 20 жаровых труб. По схеме течения потоков воздуха и продуктов сгорания камера сгорания является противоточной (петлевой). Установка может работать на двух видах топлива — природном газе и жидком топливе.
Габариты
Отличительной особенностью двигателя ГТД-110 является его малый вес, не превышающий 50 тонн (без рамы), и малые габариты (длина 7100 мм, диаметр — 3100 мм). Это позволяет осуществлять поставку двигателя на место эксплуатации в полностью собранном и испытанном виде. Перед отправкой заказчику каждый образец двигателя ГТД‑110 проходит сдаточные испытания с проверкой его характеристик на номинальной мощности и предъявляется заказчику на соответствие параметров, заданных в технических условиях. Такой метод приемки, принятый в авиационной и судовой промышленности, позволяет резко снизить стоимость и время монтажных и пуско‑наладочных работ по сравнению с традиционными паротурбинными блоками. Общее время монтажа и пуско‑наладочных работ двигателя составляет 1,0–1,5 месяца.
Основные показатели двигателя по условиям ISO
Наименование параметра |
Базовый режим работы |
Пиковый режим работы |
Электрическая мощность, МВт | 114,5 | 125,0 |
КПД, % | 35,5 | 36,0 |
Температура газа перед турбиной, оС | 1210 | 1270 |
Температура уходящих газов, оС | 525 | 555 |
Расход уходящих газов, кг/с | 362 | 363 |
Степень повышения давления в компрессоре | 14,7 | 15,0 |
Турбогенератор ТФГ‑110‑2УЗ
Турбогенератор ТФГ‑110‑2УЗ производства ОАО Электросила имеет воздушное охлаждение и снабжен системой тиристорного возбуждения, обеспечивающей высокую надежность.
По сравнению с водородным или водяным охлаждением воздушное охлаждение обеспечивает турбогенератору следующие преимущества:
- повышенную надежность в эксплуатации;
- высокую степень готовности;
- простоту обслуживания;
- меньшие затраты на эксплуатацию и ремонт.
Турбогенератор оснащен современной бесщеточной статистической тиристорной системой возбуждения с микропроцессорным управлением. В состав основного оборудования системы возбуждения входят:
- трансформатор возбуждения;
- щит возбуждения с двухсторонним обслуживанием, а также резисторы в цепи разрядника, устанавливаемые отдельно от щита возбуждения.
Характеристики турбогенератора ТФГ‑110‑2УЗ
Мощность, МВт | 110 |
КПД, % | 98,4 |
Напряжение, В | 10500 |
Ток, А | 7561 |
Частота, Гц | 50 |
Вес, т | 50 |
Система автоматического управления ГТЭ-110
Управление установкой ГТЭ‑110 осуществляется микропроцессорной системой автоматического управления (САУ), разработанной АО «Интеравтоматика». Система выполняет следующие функции:
- автоматическое управление всеми режимами работы двигателя;
- автоматическое управление режимами работы всех вспомогательных систем установки;
- автоматическое управление электротехнической частью установки;
- защита всех основных и вспомогательных систем установки при появлении аварийных ситуаций;
- оперативная сигнализация о состоянии оборудования;
- регистрация и документирование технологических параметров;
- учет произведенной электрической энергии.
Аппаратура построена на элементной базе Teleperm ME, разработанной и применяемой фирмой Siemens во всех современных системах управления технологическими процессами. Российский аналог — ТПТС‑51 выпускается по лицензии на заводах Москвы. Система качества АО «Интеравтоматика» имеет сертификат соответствия ISO 9001.
Поделиться "Газотурбинная установка ГТЭ-110 на базе двигаетеля ГТД-110"