Пуск и останов питательных насосов

насос ПЭН-500-180-2

насос ПЭН-500-180-2

Инструкция по эксплуатации питательных насос на примере насосов ПЭН-500-180-2 работающих на реальном объекте.

Ранее мы писали, как грамотно составлять технические требования для выбора питательных насосов.

Для питания паровых котлов БЗК-320-140-ПТ установлены три центробежных насоса горизонтальных, одинадцатиступенчатых, двухкорпусного исполнения типа ПЭН-500-180-2 Сумского завода. Насосы имеют внутренний корпус секционного типа, производительностью 500 м³/ч при напоре 180 атм.

Насосы этого типа выпускаются с гидромуфтой, но временно (до освоения) гидромуфта заменена промежуточным валом. Смазка подшипников – принудительная, от общей маслосистемы насосного агрегата, который имеет два маслонасоса (на ПЭН-8 – при маслонасоса): рабочий, установленный на валу электродвигателя и пусковой, установленный в подвале. На ПЭН-8 все маслонасосы установлены в подвале.

Характеристики питательных насосов

  • Тип - ПЭН-500-180-2
  • Количество - 3
  • Производительность - 500 м³/ч
  • Напор - 180 атм
  • Число оборотов - 2950 об/мин
  • Количество дисков - 11
  • Мощность двигателя - 4000 кВт
  • Номинальный ток - 440 А
  • Напряжение - 6000 В

Подготовка к пуску.

  1. Проверить количество воды в баках деаэраторов № 9, 10.
  2. Через дежурного хим. лаборатории проверить качество воды в деаэраторах. Питательная вода должна удовлетворять следующим нормам:
  • а). жёсткость – не более 1 мкг-экв/кг
  • б). кислород – не более 10 мкг/кг4. Открыть задвижку на всасе питательного насоса и вентиля прогрева.6. Закрыть напорную задвижку насоса.
  • 7. Произвести тщательный осмотр насоса и мотора:
  • 5. открыть все вентили рециркуляции.
  • 3. Открыть задвижку на сливе из деаэраторов на всас ПЭН.
  • а). убрать от насоса и мотора все посторонние предметы;
  • б). проверить чистоту открытых частей вала;
  • в). проверить отсутствие отданных гаек на насосе, арматуре.9. Проверить открытие соответствующих задвижек на масляной схеме.11. Открыть воду на охлаждение сальников и сальниковых камер насоса, установив давление воды не менее 3 атм.13. Проверить положение ротора по указателю осевого сдвига.15. Включить на местном щите в работу пусковой маслонасос. Убедиться, что при давлении масла 0,7 ¸ 1 атм на все подшипники поступает достаточное количество масла. Давление масла на подшипники регулируется сливным клапанам на маслобаке ПЭН. Сработка клапана настраивается на 1,2.17. Переключатель блокировки поставить в положение «ДЕБЛОКИРОВАНО».
  • 16. Проверить подключение приборов теплового контроля и сигнализации: «Понижение уровня масла в маслобаке», «Повышение температуры подшипников», «Нет открытия» или «Нет закрытия» вентиля рециркуляции.
  • 14. По окончании прогрева насоса закрыть вентиль прогрева.
  • 12. Проверить температуру и давление воды на всасе насосов. Перед пуском насоса температура на всасе должна быть равна температуре в деаэраторах 6 ата. Пуск насоса разрешается только в прогретом состоянии при разности температур «верх - низ» корпуса насоса не более 20°С.
  • 10. Выпустить воздух их маслоохладителей и фильтров.
  • 8. Проверить наличие необходимого количества масла в масляном баке по маслоуказателю, слить отстой воды и долить свежего турбинного масла марки ТП-22 до верхнего уровня.

Пуск насоса.

  1. Пуск насоса производится с блочного щита. Пуск может производиться обслуживающим персоналом как ключом управления, так и автоматически от АВР по напряжению (при отключении работающего ПЭН) или АВР по давлению.
  2. Сообщить дежурному по тепловому щиту котлов о готовности насоса к пуску.
  3. Включить насос, для чего: повернуть ключ соответствующего насоса вправо (поставить его в положение «ВКЛЮЧЕНО»). При поступлении импульса от ключа управления или АВР включается пусковой масляный насос. Когда давление в конце маслосистемы достигнет 0,7 кгс/см², включается двигатель питательного насоса. Пусковой маслонасос работает в течении 5 минут, после чего должен автоматически отключиться. Заметить время разворота ПЭН с момента включения пускового маслонасоса до достижения номинального давления за ПЭН. Время разворота должно быть 15 сек.
  4. Проверить работу насоса. При ненормальном шуме, стуке, заеданиях, вибрации или других неисправностях немедленно остановить насос для их устранения.
  5. Проверить показания КИП и произвести запись показаний по приборам: осевого положения ротора, давление масла на подшипниках, давление питательной воды на напоре, давление за гидропятой.
  6. Подрегулировать давление конденсата на охлаждение сальников.
  7. Проверить работу разгрузочного диска. Нормальное давление в камере за разгрузочным диском должно быть больше на 1 – 2 атм давления во всасывающем патрубке.
  8. Открыть и отрегулировать подачу охлаждающей воды на воздухоохладители таким образом, чтобы температура масла на входе в подшипники из двигателя не превышала 60°С, а температура масла на входе в подшипники поддерживалась в пределах 35 ¸ 45°С.
  9. При отключении пускового маслонасоса проверить, чтобы давление масла не упало ниже 0,5 атм.
  10. Приоткрывая вручную напорную задвижку насоса заполнить напорные магистрали водой, после чего открыть задвижку полностью эл. приводом.
Читайте также:  Пуск и обслуживание циркуляционного насоса

Примечание: В случае, если напорные трубопроводы перед пуском насоса были заполнены водой, напорные задвижки не переводятся на ручное управление, а открывается эл. приводом.

При заполнении питательных магистралей водой не допускается снижение давления на напоре ниже 180 атм.

  1. При расходе 160 т/ч автоматически закроется рециркуляция насоса. Автомат рециркуляции настроен на открытие при расходе через насос 130 т/ч.
  2. Включить защиты ПЭН, ключ блокировки поставить в положение «РАБОТА». При нормальной эксплуатации включение питательных насосов, их отключение, переход с одного насоса на другой производится под руководством НС ТО, а в аварийных случаях дежурным машинистом ЦТЩУ II очереди или дежурным машинистом-обходчиком ТО самостоятельно.

Обслуживание насоса во время работы.

Во время работы необходимо следить за исправностью КИП и аппаратуры автоматики, наблюдать за уровнем, качеством и температурой масла. Температура масла после маслоохладителя должна быть 35 ¸ 45°С. Предельная температура масла из подшипников 60°С.

Наблюдать за давлением масла перед подшипниками. Давление масла не должно быть ниже 0,5 атм. Нормальное давление 0,7 ¸ 1,0 атм. В случае снижения давления масла ниже 0,5 атм необходимо включить эл. масляный насос, если он не включается автоматически, проверить чистоту масляных фильтров, уровень масла, отсутствие течей в трубопроводах и маслоохладителях, проверить правильность работы сливного клапана.

Во всех случаях выяснить и устранить причины снижения давления масла. Наблюдать за сальниками насоса. Наблюдать за давлением воды из гидропяты в деаэратор. Давление должно быть 7,5 атм. Предельное давление 9,0 атм. Максимальная температура 170°С, номинальная 164°С при температуре на всасе 160°С.

Периодически наблюдать за положением ротора насоса. Допустимый сдвиг ротора (износ) – до 2-х мм. Следить за работой насоса и электродвигателя, не допуская перегрева двигателя. Максимальная температура воздуха (горячего) 60°С.

Подача воды в воздухоохладитель от водяных фильтров регулируется так, чтобы не было отпотевания воздухоохладителей. Не допускается попадание воды или пара на электродвигатель насоса и в камеру выводов двигателя. Следить за состоянием сигнальных ламп, за положением ключей технологической блокировки и ключей АВР.

Расход питательной воды при закрытой рециркуляции не должен быть менее 130 т/ч. При снижении расхода менее 130 т/ч рециркуляция должна быть открыта или автоматически или вручную (если автомат не работает). Не допускать резких снижений давления и температуры в деаэраторах 6 ата. Скорость снижения давления в деаэраторах 6 ата допускается не более 0,1 атм в минуту. Периодически проверять правильность настройки стрелок контактных манометров АВР по давлению и защиты. Следить за чистотой насоса, мотора, арматуры, трубопроводов и окружающей электронасос площадки.

Читайте также:  Действия в нештатных ситуациях газовой турбины

Останов насоса

Нормальная остановка насоса производится с блочного щита. На местном щите имеется только аварийная кнопка для экстренной остановки насоса. Для нормальной остановки насоса необходимо:

  1. Включить электромасляный насос, проверить, что давление масла повысилось;
  2. Ключ блокировки отключаемого насоса поставить в положение «ДЕБЛОКИРОВАНО»;
  3. Закрыть напорную задвижку. Проверить, что она закрылась;
  4. Убедиться, что при снижении расхода ниже 130 т/ч рециркуляция открылась;
  5. Ключом управления отключить насос, записать время выбега. Нормальный выбег 60 сек.. Электромасляный насос работает 5 минут после отключения ПЭН;
  6. Прикрыть воду на охлаждение масла и двигателя;
  7. Проверить закрытие обратного клапана.
  8. Если насос вводится в резерв, то открыть напорную задвижку и убедиться, что обратный клапан закрылся, т.е. ротор при полном открытии задвижки на напоре остаётся неподвижным. При обнаружении вращения ротора в обратную сторону, что свидетельствует о незакрытом или неплотности обратного клапана, немедленно включить электромасляный насос, закрыть напорную задвижку и сообщить НС ТО. Эксплуатация насоса с неисправным обратным клапаном запрещается.
  9. Через 5 минут после отключения насоса автоматически отключается ЭМН.
  10. При вводе насоса в. резерв с исправным обратным клапаном после отключения напорной задвижки - поставить ключ АВР в положение РЕЗЕРВ".
  11. Сообщить начальнику смены об остановке насоса, записать время.
  12. О всех замечаниях, дефектах по закрытию обратных клапанов немедленно сообщить руководству цеха.
  13. Категорически запрещается включать эл. двигатель насоса, вращающегося в обратную сторону.
  14. Случаях, когда напорная задвижка по какой-либо причине не закрывается. то насос отключить только после закрытия следующей отключающей задвижки
  15. Эл. двигатель питательного насоса допускает по условиям нагрева не более 2-х пусков из холодного состояния. Последующие пуски через каждые полчаса. Исключения могут быть сделаны только в аварийных случаях.
  16. При выводе питательного насоса в ремонт;
  • а). остановить насос согласно инструкции;
  • б). закрыть задвижки на нагнетании и рециркуляции и обжать их вручную;
  • в). разобрать эл. схемы двигателя насоса и напорной задвижки;
  • г). немедленно закрывая задвижку на всасе ПЭН. смотреть за давлением на всасе насоса и в случае его повышения немедленно открыть всасывающую задвижку. Определить какая задвижка пропускает;
  • д). открыть дренажи для опорожнения насоса;
  • е). выполнить мероприятия по подготовке к ремонту по наряду.

Аварийное отключение питательного насоса.

  1. На аварийное отключение ПЭН действуют защиты эл. двигателя насоса
  • а) электрические защиты двигателя:
  • б). при падении давления в системе смазки ниже 0,3 атм:
  • в) при падении Р в напорном патрубке ниже 130 атм (срыв насоса)
  • г). при падении расхода пит. воды через ПЭН ниже 130 т/ч и неоткрытии эл. вентиля рециркуляции.3. При аварийном отключении, выключается двигатель насоса, одновременно автоматически включается эл. масляный насос, закрывается напорная задвижка и открывается рециркуляция по снижению расхода через насос. Одновременно же производится подача светового и звукового сигнала на ЦТЩ («Неисправность насосного агрегата») и запуск устройств АВР. Причины срабатывания сигнала «неисправность насосного агрегата» определяется на щите по световым табло, а также по показаниям и сигнальным устройствам приборов, контролирующих соответствующие параметры.5. Если при аварийном автоматическом отключении ПЭН не имеется резервного насоса и отключение ведет за собой аварийный недоотпуск или снижение нагрузки, допускается производить обратное однократное включение отключившегося насоса, за исключением случаев, когда замечены явные признаки короткого замыкания, повреждения оборудования или несчастного случая с персона­лом.
  • 4. При отключении ПЭН от эл. защиты нужно немедленно включить резервный насос (если он не включился от АВР) проверить нормальность остановки отключающего насоса, полную остановку ротора, закрытии напорной задвижки, сос­тояние насоса и др.
  • 2. При аварийном отключении работающего насоса включается резервный насос.
Читайте также:  пуск паровой турбины из неостывшего состояния

Сигнализация.

На ЦТЩ предусмотрена сигнализация положения насосного агрегата, осуществляемая сигнальными лампами у ключа включения. Всякое несоответствие включателя эл. двигателя и его ключа управления сигнализируется миганием соответствующей лампы. Предусмотрена возможность работы с «'тёмным» местным шитом, т.е. с погашенными лампами.

Состояние резерва питательного насоса.

Резервный ПЗН должен находиться в полной готовности к мгновенному пуску от АВР для чего:

  1. Задвижки на всасе, напоре и все вентили рециркуляции должны быть открыты. Насос должен быть прогрет. Вентиль прогрева открывается на такую величину, чтобы разность температур «верх – низ» корпуса насоса не превышала 20°С.
  2. Охлаждающая вода поступила на сальники с давлением не менее 3 атм.
  3. Опробован в работе эл. масляный насос. Давление масла не должно быть менее 0,7 атм.
  4. Следить. чтобы настройка ЭКМ АВР по давлению соответствовала:
  • а). на ввод АВР - 170 атм
  • б). на включение - 150 атм6. Ключ блокировки резервного насоса должен быть в положении "РЕЗЕРВ", а у работающего - в положении "РАБОТА"
  • 7. Напорная задвижка и вентиль рециркуляции должны быть на электроприводах. Пробный пуск резервного насоса должен производиться не реже одного раза в 15 дней. Проверка АВР производится каждые 6 месяцев в присутствии представителей ЭЦ и ЦТАИ. АВР по электросхеме и давлению может быть выведено из работы только по оформленной заявке.
  • 5. АВР по Р включается на общую питательную магистраль.

Переход с одного насоса на другой.

При переходе с одного насоса на другой необходимо:

  • а). включить на рециркуляцию с открытой напорной задвижкой включаемый насос;
  • б). убедиться, что включаемый насос нагрузился, а отключаемый разгрузился;
  • в). закрыть напорную задвижку на отключаемом насосе, убедиться, что при расходе 130 т/ч рециркуляция открылась и остановить его согласно раздела «останов насоса». Все плановые переходы с одного насоса на другой производятся под руководством НС ТО, в аварийных случаях – дежурным машинистом самостоятельно.
(Visited 13 730 times, 2 visits today)

Читайте также

Комментарии закрыты.