Инструкция по эксплуатации питательных насос на примере насосов ПЭН-500-180-2 работающих на реальном объекте.
Ранее мы писали, как грамотно составлять технические требования для выбора питательных насосов.
Для питания паровых котлов БЗК-320-140-ПТ установлены три центробежных насоса горизонтальных, одинадцатиступенчатых, двухкорпусного исполнения типа ПЭН-500-180-2 Сумского завода. Насосы имеют внутренний корпус секционного типа, производительностью 500 м³/ч при напоре 180 атм.
Насосы этого типа выпускаются с гидромуфтой, но временно (до освоения) гидромуфта заменена промежуточным валом. Смазка подшипников – принудительная, от общей маслосистемы насосного агрегата, который имеет два маслонасоса (на ПЭН-8 – при маслонасоса): рабочий, установленный на валу электродвигателя и пусковой, установленный в подвале. На ПЭН-8 все маслонасосы установлены в подвале.
Характеристики питательных насосов
- Тип - ПЭН-500-180-2
- Количество - 3
- Производительность - 500 м³/ч
- Напор - 180 атм
- Число оборотов - 2950 об/мин
- Количество дисков - 11
- Мощность двигателя - 4000 кВт
- Номинальный ток - 440 А
- Напряжение - 6000 В
Подготовка к пуску.
- Проверить количество воды в баках деаэраторов № 9, 10.
- Через дежурного хим. лаборатории проверить качество воды в деаэраторах. Питательная вода должна удовлетворять следующим нормам:
- а). жёсткость – не более 1 мкг-экв/кг
- б). кислород – не более 10 мкг/кг4. Открыть задвижку на всасе питательного насоса и вентиля прогрева.6. Закрыть напорную задвижку насоса.
- 7. Произвести тщательный осмотр насоса и мотора:
- 5. открыть все вентили рециркуляции.
- 3. Открыть задвижку на сливе из деаэраторов на всас ПЭН.
- а). убрать от насоса и мотора все посторонние предметы;
- б). проверить чистоту открытых частей вала;
- в). проверить отсутствие отданных гаек на насосе, арматуре.9. Проверить открытие соответствующих задвижек на масляной схеме.11. Открыть воду на охлаждение сальников и сальниковых камер насоса, установив давление воды не менее 3 атм.13. Проверить положение ротора по указателю осевого сдвига.15. Включить на местном щите в работу пусковой маслонасос. Убедиться, что при давлении масла 0,7 ¸ 1 атм на все подшипники поступает достаточное количество масла. Давление масла на подшипники регулируется сливным клапанам на маслобаке ПЭН. Сработка клапана настраивается на 1,2.17. Переключатель блокировки поставить в положение «ДЕБЛОКИРОВАНО».
- 16. Проверить подключение приборов теплового контроля и сигнализации: «Понижение уровня масла в маслобаке», «Повышение температуры подшипников», «Нет открытия» или «Нет закрытия» вентиля рециркуляции.
- 14. По окончании прогрева насоса закрыть вентиль прогрева.
- 12. Проверить температуру и давление воды на всасе насосов. Перед пуском насоса температура на всасе должна быть равна температуре в деаэраторах 6 ата. Пуск насоса разрешается только в прогретом состоянии при разности температур «верх - низ» корпуса насоса не более 20°С.
- 10. Выпустить воздух их маслоохладителей и фильтров.
- 8. Проверить наличие необходимого количества масла в масляном баке по маслоуказателю, слить отстой воды и долить свежего турбинного масла марки ТП-22 до верхнего уровня.
Пуск насоса.
- Пуск насоса производится с блочного щита. Пуск может производиться обслуживающим персоналом как ключом управления, так и автоматически от АВР по напряжению (при отключении работающего ПЭН) или АВР по давлению.
- Сообщить дежурному по тепловому щиту котлов о готовности насоса к пуску.
- Включить насос, для чего: повернуть ключ соответствующего насоса вправо (поставить его в положение «ВКЛЮЧЕНО»). При поступлении импульса от ключа управления или АВР включается пусковой масляный насос. Когда давление в конце маслосистемы достигнет 0,7 кгс/см², включается двигатель питательного насоса. Пусковой маслонасос работает в течении 5 минут, после чего должен автоматически отключиться. Заметить время разворота ПЭН с момента включения пускового маслонасоса до достижения номинального давления за ПЭН. Время разворота должно быть 15 сек.
- Проверить работу насоса. При ненормальном шуме, стуке, заеданиях, вибрации или других неисправностях немедленно остановить насос для их устранения.
- Проверить показания КИП и произвести запись показаний по приборам: осевого положения ротора, давление масла на подшипниках, давление питательной воды на напоре, давление за гидропятой.
- Подрегулировать давление конденсата на охлаждение сальников.
- Проверить работу разгрузочного диска. Нормальное давление в камере за разгрузочным диском должно быть больше на 1 – 2 атм давления во всасывающем патрубке.
- Открыть и отрегулировать подачу охлаждающей воды на воздухоохладители таким образом, чтобы температура масла на входе в подшипники из двигателя не превышала 60°С, а температура масла на входе в подшипники поддерживалась в пределах 35 ¸ 45°С.
- При отключении пускового маслонасоса проверить, чтобы давление масла не упало ниже 0,5 атм.
- Приоткрывая вручную напорную задвижку насоса заполнить напорные магистрали водой, после чего открыть задвижку полностью эл. приводом.
Примечание: В случае, если напорные трубопроводы перед пуском насоса были заполнены водой, напорные задвижки не переводятся на ручное управление, а открывается эл. приводом.
При заполнении питательных магистралей водой не допускается снижение давления на напоре ниже 180 атм.
- При расходе 160 т/ч автоматически закроется рециркуляция насоса. Автомат рециркуляции настроен на открытие при расходе через насос 130 т/ч.
- Включить защиты ПЭН, ключ блокировки поставить в положение «РАБОТА». При нормальной эксплуатации включение питательных насосов, их отключение, переход с одного насоса на другой производится под руководством НС ТО, а в аварийных случаях дежурным машинистом ЦТЩУ II очереди или дежурным машинистом-обходчиком ТО самостоятельно.
Обслуживание насоса во время работы.
Во время работы необходимо следить за исправностью КИП и аппаратуры автоматики, наблюдать за уровнем, качеством и температурой масла. Температура масла после маслоохладителя должна быть 35 ¸ 45°С. Предельная температура масла из подшипников 60°С.
Наблюдать за давлением масла перед подшипниками. Давление масла не должно быть ниже 0,5 атм. Нормальное давление 0,7 ¸ 1,0 атм. В случае снижения давления масла ниже 0,5 атм необходимо включить эл. масляный насос, если он не включается автоматически, проверить чистоту масляных фильтров, уровень масла, отсутствие течей в трубопроводах и маслоохладителях, проверить правильность работы сливного клапана.
Во всех случаях выяснить и устранить причины снижения давления масла. Наблюдать за сальниками насоса. Наблюдать за давлением воды из гидропяты в деаэратор. Давление должно быть 7,5 атм. Предельное давление 9,0 атм. Максимальная температура 170°С, номинальная 164°С при температуре на всасе 160°С.
Периодически наблюдать за положением ротора насоса. Допустимый сдвиг ротора (износ) – до 2-х мм. Следить за работой насоса и электродвигателя, не допуская перегрева двигателя. Максимальная температура воздуха (горячего) 60°С.
Подача воды в воздухоохладитель от водяных фильтров регулируется так, чтобы не было отпотевания воздухоохладителей. Не допускается попадание воды или пара на электродвигатель насоса и в камеру выводов двигателя. Следить за состоянием сигнальных ламп, за положением ключей технологической блокировки и ключей АВР.
Расход питательной воды при закрытой рециркуляции не должен быть менее 130 т/ч. При снижении расхода менее 130 т/ч рециркуляция должна быть открыта или автоматически или вручную (если автомат не работает). Не допускать резких снижений давления и температуры в деаэраторах 6 ата. Скорость снижения давления в деаэраторах 6 ата допускается не более 0,1 атм в минуту. Периодически проверять правильность настройки стрелок контактных манометров АВР по давлению и защиты. Следить за чистотой насоса, мотора, арматуры, трубопроводов и окружающей электронасос площадки.
Останов насоса
Нормальная остановка насоса производится с блочного щита. На местном щите имеется только аварийная кнопка для экстренной остановки насоса. Для нормальной остановки насоса необходимо:
- Включить электромасляный насос, проверить, что давление масла повысилось;
- Ключ блокировки отключаемого насоса поставить в положение «ДЕБЛОКИРОВАНО»;
- Закрыть напорную задвижку. Проверить, что она закрылась;
- Убедиться, что при снижении расхода ниже 130 т/ч рециркуляция открылась;
- Ключом управления отключить насос, записать время выбега. Нормальный выбег 60 сек.. Электромасляный насос работает 5 минут после отключения ПЭН;
- Прикрыть воду на охлаждение масла и двигателя;
- Проверить закрытие обратного клапана.
- Если насос вводится в резерв, то открыть напорную задвижку и убедиться, что обратный клапан закрылся, т.е. ротор при полном открытии задвижки на напоре остаётся неподвижным. При обнаружении вращения ротора в обратную сторону, что свидетельствует о незакрытом или неплотности обратного клапана, немедленно включить электромасляный насос, закрыть напорную задвижку и сообщить НС ТО. Эксплуатация насоса с неисправным обратным клапаном запрещается.
- Через 5 минут после отключения насоса автоматически отключается ЭМН.
- При вводе насоса в. резерв с исправным обратным клапаном после отключения напорной задвижки - поставить ключ АВР в положение РЕЗЕРВ".
- Сообщить начальнику смены об остановке насоса, записать время.
- О всех замечаниях, дефектах по закрытию обратных клапанов немедленно сообщить руководству цеха.
- Категорически запрещается включать эл. двигатель насоса, вращающегося в обратную сторону.
- Случаях, когда напорная задвижка по какой-либо причине не закрывается. то насос отключить только после закрытия следующей отключающей задвижки
- Эл. двигатель питательного насоса допускает по условиям нагрева не более 2-х пусков из холодного состояния. Последующие пуски через каждые полчаса. Исключения могут быть сделаны только в аварийных случаях.
- При выводе питательного насоса в ремонт;
- а). остановить насос согласно инструкции;
- б). закрыть задвижки на нагнетании и рециркуляции и обжать их вручную;
- в). разобрать эл. схемы двигателя насоса и напорной задвижки;
- г). немедленно закрывая задвижку на всасе ПЭН. смотреть за давлением на всасе насоса и в случае его повышения немедленно открыть всасывающую задвижку. Определить какая задвижка пропускает;
- д). открыть дренажи для опорожнения насоса;
- е). выполнить мероприятия по подготовке к ремонту по наряду.
Аварийное отключение питательного насоса.
- На аварийное отключение ПЭН действуют защиты эл. двигателя насоса
- а) электрические защиты двигателя:
- б). при падении давления в системе смазки ниже 0,3 атм:
- в) при падении Р в напорном патрубке ниже 130 атм (срыв насоса)
- г). при падении расхода пит. воды через ПЭН ниже 130 т/ч и неоткрытии эл. вентиля рециркуляции.3. При аварийном отключении, выключается двигатель насоса, одновременно автоматически включается эл. масляный насос, закрывается напорная задвижка и открывается рециркуляция по снижению расхода через насос. Одновременно же производится подача светового и звукового сигнала на ЦТЩ («Неисправность насосного агрегата») и запуск устройств АВР. Причины срабатывания сигнала «неисправность насосного агрегата» определяется на щите по световым табло, а также по показаниям и сигнальным устройствам приборов, контролирующих соответствующие параметры.5. Если при аварийном автоматическом отключении ПЭН не имеется резервного насоса и отключение ведет за собой аварийный недоотпуск или снижение нагрузки, допускается производить обратное однократное включение отключившегося насоса, за исключением случаев, когда замечены явные признаки короткого замыкания, повреждения оборудования или несчастного случая с персоналом.
- 4. При отключении ПЭН от эл. защиты нужно немедленно включить резервный насос (если он не включился от АВР) проверить нормальность остановки отключающего насоса, полную остановку ротора, закрытии напорной задвижки, состояние насоса и др.
- 2. При аварийном отключении работающего насоса включается резервный насос.
Сигнализация.
На ЦТЩ предусмотрена сигнализация положения насосного агрегата, осуществляемая сигнальными лампами у ключа включения. Всякое несоответствие включателя эл. двигателя и его ключа управления сигнализируется миганием соответствующей лампы. Предусмотрена возможность работы с «'тёмным» местным шитом, т.е. с погашенными лампами.
Состояние резерва питательного насоса.
Резервный ПЗН должен находиться в полной готовности к мгновенному пуску от АВР для чего:
- Задвижки на всасе, напоре и все вентили рециркуляции должны быть открыты. Насос должен быть прогрет. Вентиль прогрева открывается на такую величину, чтобы разность температур «верх – низ» корпуса насоса не превышала 20°С.
- Охлаждающая вода поступила на сальники с давлением не менее 3 атм.
- Опробован в работе эл. масляный насос. Давление масла не должно быть менее 0,7 атм.
- Следить. чтобы настройка ЭКМ АВР по давлению соответствовала:
- а). на ввод АВР - 170 атм
- б). на включение - 150 атм6. Ключ блокировки резервного насоса должен быть в положении "РЕЗЕРВ", а у работающего - в положении "РАБОТА"
- 7. Напорная задвижка и вентиль рециркуляции должны быть на электроприводах. Пробный пуск резервного насоса должен производиться не реже одного раза в 15 дней. Проверка АВР производится каждые 6 месяцев в присутствии представителей ЭЦ и ЦТАИ. АВР по электросхеме и давлению может быть выведено из работы только по оформленной заявке.
- 5. АВР по Р включается на общую питательную магистраль.
Переход с одного насоса на другой.
При переходе с одного насоса на другой необходимо:
- а). включить на рециркуляцию с открытой напорной задвижкой включаемый насос;
- б). убедиться, что включаемый насос нагрузился, а отключаемый разгрузился;
- в). закрыть напорную задвижку на отключаемом насосе, убедиться, что при расходе 130 т/ч рециркуляция открылась и остановить его согласно раздела «останов насоса». Все плановые переходы с одного насоса на другой производятся под руководством НС ТО, в аварийных случаях – дежурным машинистом самостоятельно.